Статьи

Хвалить детей — хорошо или плохо?

Современные родители хотят своим детям добра, хотят окружить их своей заботой и конечно, хвалить. Потому что ваш ребёнок умный, красивый и талантливый! Это правда так. И, кажется, что говоря ребёнку о том, что он умный и исключительный, мы вселяем ему уверенность в себе и своих силах. Да? Нет. Как ни странно, похвала часто имеет обратную силу. Сейчас мы объясним, почему.

Кэрол Дуэк* провела масштабное исследование с 400 учениками в 20 школах Нью-Йорка. С учениками работали индивидуально. Их просили собрать несложную головоломку, справиться с которой им было точно под силу. А после того, как они справлялись, их хвалили. Но хвалили по-разному. Одним говорили «ты, наверное, очень умный», другим — «ты отлично поработал».

А потом им предложили два варианта — либо усложнить тест (при этом исследователи говорили, что это поможет многому научиться) либо пройти тест такой же сложности, как и первый. Как думаете, кто решил попробовать себя в решении более сложных задач? 90% детей, которым сказали, что они отлично поработали. А больше половины детей, которых назвали умными, выбрали легкий вариант.
Почему?
Говоря детям о том, что они «очень умные», мы хвалим их за некоторые природные качества, которые, как будто, не зависят от них самих. И даем им понять, что выглядеть умными, не допускать ошибок и не опозориться — самое главное.

«Если вы хвалите ребёнка за усилия и упорство, вы передаёте ребёнку ощущение контроля над ситуацией. Он поймёт, что успех зависит от него самого. Если вы хвалите ребёнка за ум, которым он наделён с рождения, вы выводите ситуацию за пределы его контроля. Ему будет очень сложно пережить неудачу», — пишет Кэрол Дуэк.

Это же показывает следующий этап эксперимента, когда и тем, и другим ученикам дали более сложное задание, справиться с которым было действительно трудно. В итоге те дети, которых хвалили за упорство, изобретали и с интересом пробовали всё новые решения, а дети, которых хвалили за ум, ощущали свою беспомощность и чувствовали себя очень плохо.

Но и на этом исследователи не остановились и снова дали детям простое задание, похожее на то, с которым они уже справились в начале. И те дети, которых хвалили за усилия улучшили результаты на 30%. «Умные» — снизили показатели на 20%.
Получается, что дети, которые привыкли считать себя очень умными, недооценивают значимость усилий, которые необходимо применять и думают «я умный, значит мне не надо стараться».

Этот эксперимент повторяли много раз, с учениками из разных социальных слоев и разного пола, и результаты были одинаковыми. Те ученики, которых хвалят за ум, всегда справляются хуже.

Так что же? Как хвалить?

Исследователи рекомендуют хвалить детей за какие-то конкретные, осязаемые вещи. То есть не «ты такой умный!», а «здорово, что ты решил это задание, оно было действительно сложное, но ты справился!».

Согласны с Кэрол Дуэк?
Хвалите своих детей за ум или за старания?

Что почитать на эту тему:
  • «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк, 2006
  • «Мифы воспитания» По Бронсон и Эшли Мерримен
______
*Кэрол С. Дуэк — американский психолог. Член НАН США, профессор Стэнфордского университета. Одна из ведущих мировых экспертов в области мотивации.
Made on
Tilda