Статьи

В каком возрасте раскрываются таланты детей?

С чего всё началось

С 1973 году в Америке создаются и модернизируются образовательные программы для одарённых детей. В разных штатах — разные модификации. Где-то это посещение дополнительных уроков, где-то — специальные школы и академии. Чтобы попасть в программы, дети проходят тестирование в возрасте 5-6 лет, где определяется их уровень IQ и, соответственно, школы, в которые ребёнок сможет поступить.

Благодаря многочисленным анализам таких тестов и их результативности, нам, родителям, следует выдохнуть, попить водички и успокоиться. Забегая сразу к выводам последних исследований:
результаты тестов на IQ и эмоциональный интеллект, пройденные вашим ребёнком в возрасте до 11 лет, меньше чем на 50% совпадают с настоящим потенциалом вашего ребёнка.
Меньше 50%! То есть, скорее всего, результаты тестов, которые проходят наши дети — ошибочны. Теперь об этом поподробнее.

Точность тестов на интеллект

Исследователь Хой Суен из Пенсильвании провёл комплексный анализ 44 исследований точности тестов (сравнил исходные результаты и результаты тестов через 2 года) — точность была на уровне 40%. В том случае, если ваш ребёнок попал в 1% лучших — это о чём-то, действительно говорит, и результаты в этом 1% случаев через 2 года в 10% лучших.

Для американских ученых это настоящее расстройство — выяснилось, что 72% одаренных детей оказываются недооценены этими тестами и не попадают в программы для одаренных. А те, кто попадают в программы, часто обнаруживают посредственные способности уже в третьем классе.

Оценка эмоциональности детей

Благодаря книге Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» все более распространенным становится мнение о том, что темперамент и умение общаться могут быть важнее для достижения успеха, чем когнитивные способности. Поэтому к вариациям теста на IQ стали добавлять детские тесты на эмоциональный интеллект.

Результаты анализа многочисленных исследований так себе — успеваемость зависит от способностей к пониманию эмоций и чувств другого человека лишь на 10%.

Это подтверждают и данные исследования 34000 детей в течение 3 лет, которые проанализировала команда Грега Дункана. Успехи в чтении и математике были предсказаны ранними тестами IQ на 40%, рейтинг внимания влиял на успехи на 20%, а рейтинг поведения вообще на 8%.

Почему так?

В 1990х среди ученых распространилось мнение о связи между интеллектом и толщиной коры головного мозга. Долгое время считалось, что “чем толще, тем лучше”. Отчасти это правда. У среднестатистического умного 7-летнего ребёнка (а максимум толщины кора достигает в возрасте 7 лет) кора головного мозга действительно чуть более толстая. Однако у самых умных детей кора чуть более тонкая, и максимума своей толщины она достигнет в возрасте с 11 до 12 лет, на 4 года позже.

Что интересно, у детей в возрасте до 18 лет возможны резкие скачки в интеллектуальном развитии. Они могут быть такими же резкими, как скачки в росте. Ребёнок может «вырасти за лето», а может, например, «поумнеть за зиму». Небольшие изменения в организации мозга, например, нервы, соединенные под углом, а не параллельно, могут привести к удивительным результатам. Улучшение организации на 10% — это разница между IQ ниже 80 и выше 130 баллов. И подобные 10% улучшения — обычное явление в возрасте с 5 до 18 лет.
У нас всё совсем не так
Вам казалось иногда, что ваши дети думают по-другому? Если казалось, что ж, вы правы, говорят современные неврологи, например, Брэдли Шлаггар. Он сравнил выполнение взрослыми и детьми одного и того же теста в сканере МРТ и выяснил, что они используют мозг по-разному. У детей и взрослых участки, которыми они обрабатывали информацию совпадали только на половину.

Что делать?

Давайте запомним, что график интеллектуального развития детей состоит из острых взлётов и падений, и это нормально.

Поэтому не стоит расстраиваться, если ребёнок не обнаруживает своих успехов и талантов в детском саду. Дайте ему до этого дорасти. Тем более, неврологи считают, что максимальные когнитивные способности проявляются у тех детей, чьё развитие начинается чуть позднее.

А перед тем, как проводить тестирование 3, 4 и 5-летнего ребёнка, задумайтесь, кому оно вообще надо. И если вам всё же хочется (а иногда хочется, понимаем) можно провести его в максимально игровой весёлой форме, понимая, что результаты этих тестов показывают лишь когнитивные способности вашего ребёнка на данный момент времени.
_____
Что почитать на эту тему:
  • «Мифы воспитания» По Бронсон и Эшли Мерримен
  • «Whither Opportunity?: Rising Inequality, Schools, and Children's Life Chances» Greg J. Duncan
Made on
Tilda