Статьи

96% детей врут родителям

Разбираемся, почему и что с этим делать.

Мы не всегда можем распознать детскую ложь.

Началось изучение вопросов о детской лжи из-за того, что показания детей используются в суде в делах об опеке, домогательствах и др. Согласитесь, чтобы защитить ребёнка, необходимо понимать, когда он говорит правду.

Поэтому перед дачей показаний у детей записывали 2 истории — 1 реальную, вторую — выдуманную самим ребёнком. Затем исследователи собрали эти истории в хаотичном порядке и попросили разных родителей определить, в каком случае дети рассказали правду, а в каком нет. Результаты — 50 на 50, то есть, считайте что пальцем в небо. Чуть лучше — на 60%, с задачей справились учителя. А вот полицейские угадывали и того реже — только в 45% случаев.

Данные этого эксперимента пугают — мы не можем знать на 100%, правду рассказывают нам наши дети или нет.

«Игра в подглядывание»

Чтобы изучить детскую ложь детальнее, Виктория Талвар из Монреаля, ведущий исследователь этой проблемы в мире, проводит эксперимент «Игра в подглядывание». Рёбёнок сидит лицом к стене и должен по звуку угадать, что за игрушка его издаёт. Если ребёнок за 3 попытки угадывает — он получает приз.

Ребёнок отворачивается.
Раздаётся звук сирены.
— Полицейская машина?
— Да!
Ребёнок поворачивается и радостно получает приз.
Ребёнок отворачивается.
Раздаётся звук детского плача.
— мм динозаврик?
— нет
— кукла-малыш?
— да!
Ребёнок поворачивается и радостно получает приз.

— с каждым разом становится сложнее?
— нет-нет, что ты (исследователь соврала)

Ребёнок отворачивается.
Исследователь кладёт музыкальную открытку, которая играет кусочек из Бетховена, а сверху неё футбольный мяч.
Ребёнок в замешательстве.
Исследователь:
— ой, мне нужно выйти на секундочку, не подглядывай, пока меня нет.
Прошло 14 секунд, ребёнок не выдерживает и поворачивается.
Исследователь заходит.
— я знаю что это! — говорит ребёнок.
— что же?
— футбольный мяч!
— ты прав! … а ты не подглядывал, пока меня не было?
— нет, — без заминки отвечает ребёнок и улыбается.
— а как ты догадался, что этот звук издаёт футбольный мяч?
 музыка была похожа на мяч... звук мяча был черно-белым… музыка звучала так, как мяч, с которым я играл в школе. Она чем-то похожа на писк, который раздаётся, когда бьёшь по мячу.

Ребёнка, которого тестировали, зовут Ник, на момент эксперимента ему было 6 лет, а его отец был уверен, что ребёнок всегда честен :) Ник — один из тысяч испытуемых, которые прошли через подобного рода тесты.

Что мы узнали благодаря исследованиям детской лжи:

  1. Дети учатся врать гораздо раньше, чем мы думали: В 3 года подглядывают только треть детей, а в 4 — больше 80%, из которых больше 80% будут говорить, что этого не делали! Ещё раньше экспериментировать с враньем начинают дети, у которых есть старший брат или сестра.
  2. 96% детей врут. Причём дома 4-летние дети врут приблизительно раз в 2 часа, а 6-летние — раз в час.

Зачем дети врут?

Первая и основная цель вранья — скрыть непослушание.
Ребёнок сидит с фиолетовым фломастером рядом с обоями, разрисованными фиолетовыми каракулями. Мы спрашиваем его укоризненно и грозно:
— ты это сделал?
— нет.

Знакомая ситуация? А ситуация неприятная, и неправы в ней мы. Своим риторическим по сути вопросом мы толкаем ребёнка к тому, чтобы соврать и покрыть ложью свой проступок, за который его собрались ругать.

Ложь во избежание наказания проявляется у детей уже с 3-х лет, потом видов и целей вранья становится больше:
— сделать нас, родителей, довольными и счастливыми, чтобы мы ими гордились
— не обидеть друга (во благо)
— усилить свою власть
— укрепить свой статус (хвастовство)
— манипулировать
— самоутвердиться

При этом сама способность к вранью требует от ребёнка мастерства и навыков. То есть ребёнок, зная правду, должен создать в своем уме альтернативную реальность и убедительно её рассказать. Это важный этап развития когнитивных и социальных способностей ребёнка, но это не значит, что мы должны поощрять ложь и закрывать на неё глаза.

Напротив, если вы замечаете, что случаев вранья со стороны вашего ребёнка стало больше, чем обычно, это повод забить тревогу. Потому что враньё — это детская «стратегия выживания» и защиты.

Как мы учим детей врать?

Мы сами им врём.
Папа, мама и ребёнок в комнате. Звонит телефон. Мама берёт трубку, смотрит на отца, тот знаком показывает, что не хочет говорить. Мама говорит:
— папы нет дома.
Ребёнок видит, что папа дома есть.

Вам это может показаться невинным, а ребёнок ещё не научился различать виды лжи и получил от мамы и папы сигнал к тому, что врать хорошо и допустимо.

Или вот ещё более «невинный» пример от Пола Экмана:
По пути из садика папа обещает сыну, что в субботу они пойдут смотреть хоккей. А дома выясняется, что мама уже записала сына на это время на плавание, и перенести время нельзя. Папа рассказывает сыну, сын плачет. С точки зрения взрослых, папа правда хотел отвести ребёнка на матч. С точки зрения ребёнка, папа ему соврал.

Так ребёнок делает вывод, что папа одобряет обман.
Новый Год, какая-нибудь двоюродная тётя приносит ребёнку в подарку невкусную шоколадку. Что мы ожидаем от своего ребёнка? Как минимум, что он скажет спасибо и вежливо улыбнётся. А если он выразит свою искреннюю реакцию, мы скорее всего его поругаем.

Так мы поощряем ребёнка врать из вежливости и называем это хорошим воспитанием.
А вот ребёнок на детской площадке. Подходит к нам и говорит, что его обидел другой мальчик. Если такое случается довольно часто, мы говорим «не ябедничай» и оставляем своего честного ребёнка самого разбираться со своими проблемами.

Тем временем, американские ученые исследовали феномен жалоб, наблюдая за игрой детей на детской площадке, и пришли к интересным выводам — ребёнок жалуется взрослым в 1 случае из 15! То есть 14 раз ребёнок пробует решить проблему сам и только когда у него не получается — идёт к нам. А мы говорим ему что? «Не ябедничай». Ябеды и стукачи в школе — пожалуй, одна из самых незавидных ролей и обичных кличек.

Так мы способствуем тому, что у детей появляются секреты от родителей.

Что делать, чтобы ребёнок чаще говорил правду?

  1. Не надо задавать риторические вопросы, ответы на которые вы знаете сами
  2. Чтобы ребёнок начал говорить правду, использовать фразу «Я не расстроюсь, даже если ты (вставить нужное). И если ты скажешь мне правду, я буду очень рад/а.»
  3. Напоминать детям о том, что честность это хорошо чаще чем о том, что врать это плохо.

Не забывайте о том, что дети врут не только, чтобы скрыть проступок, но и чтобы сделать нас счастливыми. Дети привыкли к тому, что правда делает нас несчастными. Потому что услышав от ребёнка правду, особенно о его проступках, мы обычно расстраиваемся, а дети хотят нас не расстраивать, а радовать.
_____
Что почитать на эту тему:
  • «Children and Lying: A Century of Scientific Research» Victoria Talwar.
  • «Мифы воспитания» По Бронсон и Эшли Мерримен
Made on
Tilda